Что собой представляет крутящий момент автомобильного двигателя? Каковы его основные функции?
Безусловно, все узлы, механизмы и составляющие транспортного средства очень важны как вместе, так и по отдельности. Но главным элементом автомобильной конструкции, пожалуй, считается двигатель. Проведение анализа технических свойств этого силового агрегата позволяет понимать, как быстро машина способна набрать определенную скорость, каким образом меняются его динамические и тяговые возможности при движении на неудовлетворительной дороге и так далее.
Среди основных технических характеристик всех дизельных и бензиновых двигателей указывается не только мощность, но и крутящий момент установки. При покупке транспортного средства многие водители акцентируют внимание на автомобильной мощности. Однако на самом деле стоит также учитывать крутящий момент и разгонную динамику автомобильного двигателя. В этой статье мы постараемся предельно доходчиво вам объяснить, что такое крутящий момент двигателя, а также рассмотрим прямую зависимость характерных свойств мощности мотора от крутящего момента и разгонной динамики.
Что такое крутящий момент двигателя?
Согласно определению, крутящий момент двигателя автомобиля представляет собой качественный коэффициент, указывающий на силу вращения коленчатого вала. Другими словами, это расчетный параметр, обозначающий силу, которую поршень передает на коленвал.
Таким образом, в системе ДВС сила передается от горючего, которое воспламеняется, затем поршню, кривошипному механизму и, наконец, коленчатому валу. А коленвал, в свою очередь, передает силу посредством трансмиссионной и приводной системы и раскручивает колеса транспортного средства.
Разумеется, крутящий момент ДВС – это не постоянный показатель. Он становится сильнее, когда на плечо возлагается большая сила и слабеет, когда сила прекращает свое действие. Проще говоря, когда мы давим на педаль акселератора, сила, действующая на плечо, возрастает, как и сам крутящий момент.
Влияние мощности и крутящего момента ДВС на разгон ТС
Как уже было ранее замечено, крутящий момент происходит во время торможения свободно вращающегося коленчатого вала. Принято измерять крутящий момент в ньютон-метрах и в килограмм-силах на метр.
Именно нагрузка, подающаяся на коленчатый вал, провоцирует движение. К тому же, крутящий момент непосредственно связан с количеством оборотов силовой установки. Характерным свойством ДВС считается то, что при низких оборотах момент – маленький, потом становится видным его рост параллельно росту числа оборотов мотора, затем происходит небольшой спад момента, несмотря на то, что обороты остаются довольно высокими. Важно понимать, что в технических характеристиках написана наибольшая мощность силового агрегата, к примеру, 150 лошадиных сил при 6000 об/мин. Вместе с этим предельный крутящий момент есть на отметке 3500-3700 об/мин.
Все дело в том, что на различных оборотах внутри камеры сгорания все процессы оказывают влияние на цилиндровое наполнение, сгорание топливной смеси, вентиляцию цилиндров и тому подобное, то есть количество воздуха на впуске, объем газов и прочие параметры меняются из-за количества оборотов коленвала. Соответственно, все владельцы бензиновых ТС с малообъемным атмосферным двигателем не понаслышке знают, что силовой агрегат не тянет на «низах» при движении на высокой скорости, так как крутящий момент является очень маленьким.
Поднятие скоростных оборотов до среднего значения, а также нажатие на педаль акселератора подразумевает рост действенности наполнения воздухом на впуске, улучшенную вентиляцию цилиндров, а также полноценное сгорание топливной смеси. В итоге наблюдается рост крутящего момента.
Уверенный рост числа оборотов приводит к трению поршневых колец о цилиндровые стенки, инерционным потерям в различных механизмах и узлах мотора. Как следствие, КПД двигателя снижается, энергия расходуется на восполнение потерь. Из-за подобных нагрузок крутящий момент уменьшается.
Если сказать иначе, крутящий момент обозначает саму мощность силовой установки, которая доступна на различных оборотах ДВС. Именно этой мощностью, а не разрекламированной «максималкой», автомобилисты ежедневно пользуются, разгоняясь и обгоняя авто.
От предельной мощности зависит максимальная скорость, с которой может ехать машина. На способность преодолевать сопротивление и потери влияет запас мощности. Именно благодаря этому запасу двигателю удается разогнать транспортное средство исключительно до определенного предела, а потом просто поддерживать скоростной режим.
Крутящий момент дизельного мотора
В отличие от бензинового мотора характерной чертой дизельных установок считается не только преимущественно высокий крутящий момент, но и меньшая мощность. Причиной этого различия является суженный диапазон оборотов дизельных агрегатов.
Если проще, то дизель не предназначен для работы на высоких оборотах, поэтому двигатель слабо раскручивается. Вдобавок, температура выхлопа у дизельного агрегата гораздо ниже чем у бензинового мотора. На «низах» дизельные двигатели не склонны к детонации. В итоге были установлены сложные и действенные системы турбонаддува на солярные установки.
Хочется отметить то, что потенциал дизельного мотора позволяет увеличить его мощность, но при таком раскладе стоимость автомобиля резко возрастет, а конструкция ДВС существенно утяжелится. Более того, потребуется определенная доработка системы питания.
Кроме всего прочего, для соответствия экологическим нормам, мощные дизельные моторы будут нуждаться в огромной модернизации.
Заключение
При выборе автомобиля следует опираться не только на его стоимость, «максималку», но и большой крутящий момент. В особенности это актуально для авто на механике.
|