Сапун двигателя: что это такое? Уход за сапуном
Далеко не каждый водитель знает о том, что такое сапун силового агрегата и для чего он нужен. На самом деле благодаря этому устройству можно выявить серьезные неполадки, связанные с автомобильным двигателем.
Сапун двигателя представляет собой устройство, которое уравнивает давление в закрытой емкости относительно атмосферного давления. Проще говоря, сапун мотора – это так называемый дыхательный клапан двигателя.
Посредством сапуна выводятся газы картера, а также выдавливается ненужная техническая жидкость, когда в ходе работы силовой установки давление начинает расти. Кроме того, если картерное давление ниже атмосферного, с помощью сапуна наружный воздух проникает в картер, благодаря чему исчезает разница между внутренним давлением в картере и внешним атмосферным давлением.
Где располагается сапун?
Как правило, сапуны устанавливаются:
непосредственно в системе ДВС;
в механизме КПП;
в переднем и заднем мосту.
Важно понимать, что, в основном, функции сапуна одинаковые, где бы они ни устанавливались. Сам клапан оснащен вспомогательным фильтром, который предотвращает попадание влаги, грязи и механических частиц в силовой агрегат с наружным воздухом.
Проще говоря, сапун помогает «дышать» механизмам и узлам, из которых ни в коем случае не должно протекать моторное масло, или же в которое не могут попадать частички грязи и воды извне. Техническая жидкость расширяется при работе двигателя из-за нагрева. К тому же, увеличивается картер воздуха, создается давление. Если его не удается сбросить, жидкость начинает выдавливаться посредством сальником, уплотнителей и прокладки ДВС.
После того, как мотор и прочие узлы перестают работать, а также при проникновении в воду возникает охлаждение, при котором давление в емкости резко падает, и создается разница давлений. По этой причине наружный воздух старается прорваться внутрь посредством прокладки и других деталей.
Чтобы бороться с этими неполадками и выровнять давление на силовом агрегате безопасным образом устанавливают сапун. Таким образом, он помогает избежать попадания частиц грязи и воды внутрь узлов во время падения давления. Более того, клапан предотвращает выдавливание прокладки и вытекание моторного масла при повышенном давлении.
Для чего необходимо чистить сапун?
Основываясь на вышеописанной информации, можно понять, что сапун забивается грязью и прочими наружными частицами. Вдобавок, выход рабочей жидкости путем клапана способствует существенному накоплению пыли, которая забивает проходное отверстие сапуна. По итогу, во время нагрева формируется чрезмерное давление или же напротив, недостаточное давление при остывании. Так или иначе, это служит причиной появления течи технической жидкости посредством прокладок, сальников и прочих узлов двигателя.
Чтобы избавиться от этой проблемы, необходимо снять клапан и как следует его очистить или на крайний случай – заменить, если он чересчур загрязнен. В таком случае перед тем, как установить новый сапун, рекомендуется провести тщательную очистку места его фиксации. Такая несложная процедура поможет избежать многих проблем с этим клапаном в будущем.
Что касается клапана коробки перемены передач, он требует особого внимания, поскольку этот механизм часто начинает функционировать с неполадками, а также гораздо быстрее изнашивается при забитом сапуне. Как правило, клапаны в коробке передач локализуются на картерной крышке. Сломанный сапун пропускает воду и грязь внутрь КПП, что зачастую приводит к течи коробки и быстрому износу синхронизаторов.
Нужно принимать во внимание и тот факт, что сапун функционирует на раздатках, систематически контактируя с грязью, водой и пылью. Из чего следует, что проверять его стоит на регулярной основе. Так, проникновение воды в смазочный материал через клапан может вызвать резкое ухудшение охлаждающих, смазывающих и защитных качеств рабочей жидкости в мостах, что приведет к стремительному выходу из строя узлов этого типа.
Во избежание этих неисправностей рекомендуется осуществлять проверку сапунов при каждом ТО, особенно если машина часто ездит по неудовлетворительной дороге. Чистить же клапаны следует после нескольких подобных поездок.
Заключение
Учитывая все вышенаписанное, можно сделать вывод, что осуществляя регулярный контроль работоспособности сапунов, водитель может значительно продлить ресурс мотора и прочих агрегатов, где применяется клапан.
Если вы заметили подтекание моторного масла на силовой установке, в первую очередь следует проверить именно сапун. Клапан нужно снять, а потом проверить ход его крышки, которая в норме должна свободно двигаться без залипания деталей. Если же сапун сильно загрязнен, его стоит сразу же поменять на новый клапан, потому что стоимость его довольно приемлемая.
|