Термостат – достаточной простой и в то же время незаменимый прибор, предназначенный для поддержания определенной температуры в замкнутом контуре. Сфера использования термостатов достаточно обширная, он эффективно применяется в отопительных системах, кондиционерах, промышленных объектах, бытовых приборах и автомобилестроении. В автомобилях термостат находится в замкнутом контуре жидкостной системы охлаждения ДВС. ПредназначениеВ современных ТС термостат предназначен для того, чтобы обеспечить максимально быстрый прогрев ДВС до рабочей температуры. Также данное устройство нагнетает в салон автомобиля теплый воздух в холодное время года, не позволяет перегреться двигателю в жаркую погоду, а также постоянно поддерживает рабочую температуру ДВС. Термостат снижает токсичность выхлопа и позволяет экономить расход топлива. Конструкционные особенности и принцип работы термостатаМеханический термостат состоит из следующих конструкционных элементов:
Изготавливается из меди, алюминия или латуни. На современных автомобилях и в сложных системах охлаждения может быть установлен электронно-управляемый термостат, который дополнительно оснащается электрической спиралью и «мозгами». Такое решение позволяет повысить рабочую температуру прибора до 110 градусов и выше. В независимости от конструкционных особенностей, принцип работы данного устройства на всех автомобилях абсолютно одинаковый. Главная задача термостата – блокировать поток антифриза в радиатор до тех пор, пока ДВС не достигнет рабочей температуры. Когда двигатель достигает нужной метки (95 градусов), то термостат открывается и антифриз поступает в радиатор, благодаря чему начинается циркуляция охлаждающей жидкости и поддерживается стабильная температура, в независимости от условий окружающей среды. Благодаря тому, что термостат перекрывает доступ жидкости к радиатору, двигатель гораздо быстрее набирает рабочую температуру, а это в свою очередь благоприятно влияет на количество выделяемых выхлопных газов, расход топлива и износ ДВС. Частые неисправностиТермостат – простое в конструкционном плане устройство, которое в точности, как и любая другая деталь ТС, подвержена поломкам. Срок службы данного элемента конструкции автомобиля зависит от условий эксплуатации, а также от качества самой детали. Основные неполадки термостата – это постоянно разомкнутые или замкнутые контакты. Данная проблема может быть связана как с механикой, так и с потерями свойств термочувствительного наполнителя. В большинстве случаев, внутри устройства накапливаются частички грязи, происходят коррозийные процессы, в следствие чего устройство выходит из строя и нужна его замена. Разрушение резиновых уплотнителей – еще одна частая причина неисправности, которая приводит к неполному закрытию клапана, что впоследствии может вызвать куда более серьезные проблемы для самого ДВС. Можно ли обойтись без термостата?Многих владельцев интересует вопрос, а можно ли ездить вообще без этого элемента? Иногда владельцы старых автомобилей, где имеются проблемы с температурой воздуха внутри салона в летнее время, борются таким образом с перегревами. Однако делать это категорически запрещено. Без термостата нарушается расчетная циркуляция антифриза в системе, в следствие чего не будет осуществляться подмешивания охлаждающей жидкости и перекрытие малого круга. Такое решение может привести к локальным перегревам ДВС, что в свою очередь приводит к выходу из строя основных узлов. Также бывают ситуации, когда в определенных режимах роботы двигатель без термостата не сможет достичь нужной рабочей температуры. Хоть такое явление и не представляет столь большой опасности, как в случае с перегревом, тем не менее, владельцу ТС предстоит разобраться с причинами пониженной температуры. Если автомобиль эксплуатируется при температуре ниже 75°С, то топливно-воздушная смесь будет сгорать не полностью, в результате чего в двигателе будет накапливаться нагар, а из строя могут выйти нейтрализаторы выхлопа, свечи и лямбда-зонды. Чтобы обезопасить себя от возможных проблем, а также преждевременного выхода из строя узлов автомобиля, специалисты рекомендуют уделять термостату должное внимание, регулярно проводя ТО и при необходимости заменяя деталь на новую. Как проверить, работает термостат или нет?Чтобы определить возможные проблемы, применяется довольно эффективный и в то же время простой способ. Вначале запускается двигатель, после чего нужно подождать пока от немного поработает и достигнет рабочей температуры. Далее нужно открыть капот, найти нижний и верхний шланг редуктора и осторожно дотронуться к ним. Если датчик на панели приборов показывает, что двигатель нагрелся, но в то же время один шланг холодный, а другой горячий, то это свидетельствует от том, что термостат закрывается не до конца и его необходимо заменить на новый. Повышенный расход топлива и слабое нагнетание теплого воздуха в салон в холодное время года – косвенные признаки неисправности. | |