На каких двигателях гнет или не гнет клапана при обрыве ремня
Регулярное улучшение мотора для увеличения КПД, а также понижения топливного расхода заставило автомобильных инженеров поработать над обновлением конструкции Газораспределительного механизма современных бензиновых и дизельных двигателей. Изменения произошли и в устройстве камеры сгорания, и в ЦПГ. Такие доработки были разработаны, чтобы придать эффективности наполнению цилиндров и их высококачественной вентиляции.
Ранее был актуален мотор, оснащенный двумя клапанами на цилиндр, сейчас же все чаще стало увеличиваться число клапанов на один цилиндр. Поэтому, неудивительно, что сегодня многие водители сталкиваются с проблемой гнущегося клапана после обрывы ремня в машинах, у которых система ДВС оснащена ременной передачей механизма газораспределения.
Почему происходит обрыв ремня/цепи ГРМ?
Современные силовые установки характеризуются большой мощностью и маленьким ресурсом. Рассматривая проблему загиба клапанов, можно отметить, что с целью достижения большей отдачи силовой установки было сделано минимальное расстояние от поршня до клапана. Вместе с этим приоткрытый клапан гнет при подъеме поршня в ВМТ двигателя. Выходит, что технические усовершенствования в строении системы ДВС не повлияли должным образом на всем известную неполадку, которая возникает у многих двигателей транспортных средств. Этим повреждением считается загиб клапанов после обрыва цепи либо же приводного ремня.
Обычно ремень ГРМ рвется из-за следующих факторов:
клин водяного насоса;
неполадки натяжного ролика;
клин роликов ГРМ;
клин коленчатого и распределительного вала;
износ ремня из-за долгой эксплуатации;
обрыв ремня из-за проникновения технической жидкости на его поверхность;
механические повреждения после соприкосновения с краями привода.
В среднем, на новых автомобилях ремень следует менять спустя 60 тысяч пройденных километров, обычно это два-три года. Следуя плановой замене, рекомендуется менять оригинальный ремень ГРМ примерно каждые 50 тысяч км, а неоригинальный – каждые 40 тысяч км.
Что касается цепи ГРМ, зачастую ее замена совершается каждые 150 тысяч пройденных километров и даже больше. Тем не менее, строго рекомендуется следить за состоянием не только натяжителя, но и успокоителя цепи, поскольку шум при движении транспортного средства, возникновение металлического лязга и прочие симптомы требуют немедленной проверки.
Причины поломки клапана при обрыве ремня/цепи ГРМ
Поднятие поршня в ВМТ указывает на закрытые впускные и выпускные клапаны. Это нужно для формирования необходимого давления и герметизации камеры сгорания.
При обрыве ремня, клапана не успевают закрыться. Это приводит к их столкновению с поршнем, который поднимается вверх. Во время обрыва ремня распредвалы тут же приостанавливаются по двум ключевым причинам:
пропадание приводного усилия от цепи/ремня;
влияние воздействия возвратных пружин на кулачки распределительного вала.
Коленвал, в свою очередь, продолжает свое инерционное вращение, которое не зависит от передачи, скорости автомобильного движения и других факторов. Коленчатый вал все равно проворачивается благодаря маховику. Проще говоря, при обрыве ремня, газораспределяющий механизм мгновенно останавливается, клапана остаются не закрытыми, а коленчатый вал вращается, что приводит к тому, что поршни соприкасаются с открытыми клапанами.
В результате, поршень встречается с клапанами, и возникает загиб клапанов. При таком раскладе деформируется стержень или же тарелки клапана. Случается, что повреждается сам поршень.
Изначально, чтобы избежать последствия обрыва цепи или ремня, разработчиками были выполнены проточки для клапана на некоторых старых двигателях. Эти проточки давали нужное свободное пространство, обеспечивающее открытым клапанам место. Это позволяло избежать столкновения с поршнем, который двигался вверх. В подобных ДВС клапана не гнулись при обрыве привода.
У современных силовых агрегатах имеются специальные выемки на поршне. Кстати говоря, с помощью этих проточек можно избежать повреждения клапана на функционирующем моторе. Тем не менее, при обрыве ремня ГРМ на подобных агрегатах эти проточки вовсе не помогают избежать загиба клапанов.
Как понять, на каких моторах гнёт клапана?
Прежде всего, чтобы выяснить, гнутся ли клапана на определенном моторе, нужно детально изучить технические документы на силовую установку от авторазработчика. Однако не следует верить всем суждениям на автофорумах или же данным на других неавторитетных источниках. Все нужно как следует перепроверить.
Существует еще «физическая» диагностика, позволяющая самостоятельно понять, гнутся ли клапана. Этот метод помогает выявить вероятность загиба клапанов. Для этого потребуется снять ремень, а затем выставить поршень в положение ВМТ в первом цилиндре. Далее водителю необходимо провернуть распредвал газораспредляющего механизма на 720 градусов. Если нет упора, стоит выполнить такую же проверку посредством поочередного поднятия поршней в других двигательных цилиндрах. В случае если распределительный вал нигде не упирается, тогда, скорее всего, на этом агрегате клапана при обрыве ремня не гнет.
Также следует отметить, что загиб клапанов возникает на ДВС с цепным приводом ГРМ. Обычно клапана не гнет на простых восьми-клапанных двигателях, они гнутся на шестнадцати-клапанных и двадцати-клапанных. Более того, они гнутся почти на всех дизельных агрегатах.
Опираясь на все вышенаписанное, настоятельно рекомендуем всем автовладельцам следить за общим состоянием ремня ГРМ и осуществлять его своевременную замену. На нем не должно возникать никаких трещин, расслоений или прочих повреждений. Вдобавок, технические жидкости не должны проникать на его поверхность. При скрипе, писке и других посторонних шумах нужно тотчас проверить состояние роликов, цепи, ремня ГРМ, а также его натяжение. При необходимости обслужить, дабы не делать ремонт в будущем. И тогда ваш «железный конь» прослужит вам еще много тысяч километров. =)
|