Бензиновый насос с электрическим приводом является ключевым узлом системы питания автомобильного двигателя. Именно этот узел обеспечивает нагнетание топлива из топливного бака и подачу его непосредственно к инжектору под определенным давлением. Надежная работа бензонасоса необходима для надежной работы двигателя, а вот даже малейшие неисправности этого узла могут привести к серьезным проблемам.
Проблемы топливной системы, которые прямо связаны с бензонасосом
Среди самых распространенных ситуаций, которые связаны с плохой работой топливного насоса, выделяют недостаток необходимого давления в системе, а также полный отказ бензонасоса. В целом, такие проблемы можно определить самостоятельно, но сама причина будет ясна только при проведении диагностики. Учитывая тот факт, что топливный насос является электромеханическим устройством, проблемы с ним могут быть вызваны неисправностями как электрической, так и механической части. Попробуем разобрать, почему не работает бензонасос, и какие именно факторы могут указать на причину неисправности.
Определяем причину
В первую очередь следует определить, нет ли проблем с другими узлами автомобиля. При неисправности топливного насоса, когда двигатель не заводится, это может быть причиной и других проблем. Если есть уверенность, что все остальные узлы в порядке, а при включении зажигания и работающем стартере двигатель все равно не заводится, то причина скорее всего будет именно в проблемах с бензонасосом (если в момент прокрутки двигателя есть искра и открываются топливные форсунки).
Как уже отмечалось, ситуация может быть связана как с механической, так и с электрической частью бензинового насоса. Например, при отсутствии электропитания насос просто не будет работать и двигатель не заведется. Также может произойти обрыв подачи питания при работающем двигателе, тогда он внезапно заглохнет.
Также важным моментом является создание насосом необходимого давления в топливной системе. Сам по себе этот агрегат может работать (питание подается, осуществляется процесс закачки бензина, а сам насос гудит, что можно просто услышать), но необходимого давления не хватает для функционирования магистрали. В зависимости от модели автомобиля, давление в топливной системе должно быть с определенным показателем, но не менее 3 бар.(если слышите что бензонасос гудит, вовсе не означает на 100%, что он исправен, нужно замерять топливное давление).
Для определения проблемы необходимо воспользоваться манометром, который покажет уровень давления в топливной системе. Ориентироваться следует на конкретную модель, причем показатели могут довольно сильно отличаться. Если давление низкое (ниже нормы), то возможно существуют проблемы следующего характера:
• выход из строя регулятора давления в магистрали;
• износ самого бензонасоса из-за чего он технически не может создавать оптимальное давление;
• существенное загрязнение фильтров, что препятствует нормальной работе магистрали.
Теперь обратим внимание на ситуацию, когда зажигание включено, стартер работает, но двигатель не заводится. При этом не будет слышно шума работающего бензонасоса, хотя такой шум на современных автомобилях редко можно услышать из-за хорошей шумоизоляции. Кстати, в современных автомобилях высокой категории топливный насос начинает работать не тогда, когда ключ поворачивается в замке зажигания, а еще при открытии водительской двери. При этом уровень изоляции никак не позволит услышать его работу, так что в таких случаях подобная тактика диагностики неисправности бессильна.
Для четкого определения проблемы следует в первую очередь проверить предохранители, которые располагают в салоне (у отдельных моделей в отдельных местах), поскольку по тем или иным причинам они могут перегореть. Если это действительно так — перегоревшие следует заменить. Если же и новые перегорят после попытки пуска двигателя, то это означает, что имеется короткое замыкание в данной цепи, можете попытаться найти короткое замыкание своими руками, либо обратиться на СТО или же вызвать опытного автоэлектрика.
Если проблем с предохранителями нет, то следует проверить работоспособность реле топливного насоса, а также главного реле. Эти узлы находятся в моторном отсеке (изредка могут находится в салоне). Как минимум они должны щелкать, либо при включении зажигания либо в момент прокрутки двигателя стартером, правда щелканье еще не говорит о том что реле исправно.
Также неисправность может быть вызвана проблемой с массой (минус) топливного насоса. При его некорректной работе можно понять, что ситуация заключается именно в этом. Возможно, что масса закреплена неплотно, либо же, по той или иной причине, произошел разрыв контактов, после чего топливный насос перестал выкачивать бензин из бака. Электрическая магистраль массы, как правило, находится под обшивкой салона автомобиля. Для решения проблемы нужно обнаружить поврежденный провод, зачистить контакты от загрязнений, после чего надежно закрепить массу на контактах топливного насоса.
Обратим внимание на электрические цепи. Следует знать, что после поворота ключа в замке зажигания в положение запуска двигателя, на реле бензонасоса подается как правило минусовое управление (+ на обмотке уже должен быть при включенном зажигании, а минус идет от ЭБУ двигателя). Но этот сигнал подается не постоянно, а примерно пять секунд. Если за это время двигатель не завелся, реле отключается (либо когда начинаете крутить стартером, в таком случае минус подается пока вы крутите двигатель).. Таким образом можно «обмануть» систему: если соединить контакты перемычкой вручную и топливный насос заработает, то это означает наличие проблемы в самом реле, контакты реле, проводка, эбу двигателя. Если же ничего не произойдет, а общая цепь электропитания в порядке, то возможно, что сама проблема заключается не в электрической, а в механической части бензонасоса.
Сам агрегат располагается в топливном баке автомобиля. Бывает, что у некоторых моделей автомобилей насос расположен в баке таким образом, что при слишком низком уровне топлива он начинает закачивать не сам бензин, а воздух. Это приводит к повышенному нагреву агрегата и он может выйти из строя, ведь бензонасос смазывается и охлаждается тем же самым бензином, либо же просто не создавать требуемый уровень давления в системе. Подобная ситуация может запутать автовладельца, который будет полагать, будто бы сам бензонасос сломался. Кстати, такие ситуации могут возникать не только при очень малом количестве топлива в баке, а и при поворотах, когда топливо перемещается по баку. В современных авто эта проблема решена внедрением специальной емкости, но все равно о таком следует помнить.
Кроме описанных проблем неисправности бензонасоса могут быть вызваны естественными причинами — износом или физическим повреждением этого узла. Современные агрегаты от известных производителей, разумеется, работают больше своего срока эксплуатации, но не стоит рассчитывать, что они будут работать безотказно именно после истечения расчетного срока. К типичным неисправностям, которые вызваны простым износом топливного насоса, относятся ситуации с разрушением щеток или ламелей коллектора в электроприводе, выход из строя подшипников, выработка оси, коррозия контактов, разрушение корпуса топливного насоса.
Таким образом проблема с бензонасосом может заключаться в разных причинах. При этом сам автовладелец, в большинстве случаев, не имеет отношения к поломке, то есть ситуация не зависит от его действий или манипуляций с автомобилем. Также следует отметить, что в случае выхода из строя самого топливного насоса, ремонтировать его нецелесообразно. Проще и дешевле будет произвести замену. Разумеется, что это актуально только для тех ситуаций, когда причиной выхода из строя агрегата является механическая поломка. В случае проблем с электрическими цепями, обращать внимание необходимо именно на них.
Еще одной причиной проблем с бензонасосом, о которой некоторые автовладельцы даже не догадываются, является наличие в автомобиле сигнализации (либо штатный, нештатные иммобилайзер, секретка и т.д.). Противоугонная система блокирует подачу электричества на топливный насос и машина попросту не заведется. Снятие сигнализации с режима охраны разблокирует электрические цепи, но в некоторых случаях может произойти программная ошибка и система питания останется отключенной. Другими словами, при открытии автомобиля брелоком с сигнализацией, на первый взгляд все идет как нужно, но машина попросту не заводится.(проблема может все равно заключаться в противоугонной системе). Также проблема может быть в каком либо важном датчике, например ДПКВ (чаще всего) или ДПРВ(реже).
Проблема с бензонасосом несущественна
На самом деле эта проблема несущественна. Хоть и бензонасос относится к ключевым деталям всего автомобиля, проблемы с его работой можно решить довольно легко. Разумеется, что если эта деталь выйдет из строя в дороге, то подобная ситуация будет крайне неприятной, но такое же касается и прокола двух колес при наличии одного запасного. Как правило топливный насос не подлежит ремонту, необходима его замена на новый — на любом СТО его быстро и недорого заменят на новый (правда если не придется снимать топливный бак, у некоторых автомобилей возможна замена бензонасоса только при снятии топливного бака). При этом все равно необходимо знать, что неработающий бензиновый насос может быть следствием разных причин, которые были описаны выше.
|